МАОУ СОШ № 7.
город Калининград
  • Краеведение

    5-11 класс
    Есть места
    Бесплатно
    Краеведение

    Приходите в школу,
    В школу №7.
    Просто, без проблем!
    Приглашаем всех детей –
    Младших и постарше.
    Вы узнаете предмет,
    Как свои пять пальцев.
    Вот звенит звонок с урока
    Можно и развеяться,
    Подежурить в раздевалке
    И попрыгать на скакалке.
    Приходите в школу,
    В школу №7!
    Дверь для вас открыта –
    Никаких проблем!
    (Брайлян Н., 6 кл)

    Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

    Участники кружка – это ученики 10-11х классов, мы собирали информацию о истории школы из документов, которые сохранились в архиве школы, также после этого отреставрировали стенды, которые висят в музейном образование школы.

    1940-1960 годы

    История 7 школы неразрывно связана с историей Калининградской области, она была одной из первых школ нашего региона. Школа №7 приняла своих первых учеников 6 октября 1946 года и насчитывала около 700 учащихся.

    Открытие школы пришлось на послевоенный период, когда город был разрушен. Вся тяжесть подготовки школы к приему учеников легла на плечи первого директора – Жуковой Марии Андреевны и заместителя директора – Евдокимовой Агаты Ивановны и первых учителей.

    В ней учились дети гражданских и военных специалистов, направленных на работу и службу в Калининградскую область. Во вторую смену обучались немецкие дети.

    Первоначально занятия проходили в 3 зданиях: 1-е (немецкое) было основным. Рядом располагалось 2-е, в котором размещались 4 кл. В третьем здании были  мастерские и проходили уроки трудового обучения + школьная библиотека. Здания 2 и 3, к сожалению, не сохранились.

    В 1949 году состоялся первый выпуск школы. Ребята сдавали 11 экзаменов. Среди первых выпускников имена таких людей как Александр Стрекалов, Лев Рыбачек, Александр Кислицин, Андрей Протасов.

    В школе проводилась Большая и кропотливая работа по воспитанию любви к книге, воли, трудолюбия и других качеств советского школьника. Для того, чтобы учащиеся лучше усвоили учебный материал, с ними занимались не только на уроках, но и после занятий, во внеклассное время. С этой целью в школе работали несколько предметных кружков. Наиболее интересная и плодотворная работа проводилась в литературных кружках и в кружке юных натуралистов, которым руководит Александра Ивановна Вакурова.

    Участники литературного кружка выступали на занятиях с самостоятельными докладами. Десятиклассники выпускали свой литературный журнал “Луч”. С большим интересом занимались школьники в кружке юных натуралистов. Пришкольный участок был их зеленой лабораторией.

    Роль предметных кружков в школе была и остаётся по сей день очень велика. Занятия в них расширяют кругозор учащихся, приучает их к творческому труду и, несомненно, оказывают большое влияние на весь учебный процесс.

    Проходили в школе и тематические вечера. Доклады на эти вечера делали сами учащиеся.

    Большую помощь во внеклассной работе оказывала пионерская организация. В отрядах часто проводились тематические сборы, экскурсии, которые также содействовали лучшему усвоению знаний учащимися.

    Большое деятельное участие в работе пионерской организации принимали учителя школы.

    В 50-е годы по вечерам в школе демонстрировались научные кинофильмы по самым различным отраслям знаний, которые в легкодоступной форме рассказывали о самых трудных уроках физики, географии, истории, литературы и естествознания.

    Учащиеся младших классов часто собирались в школе, чтобы просмотреть кинофильмы на темы русских народных сказок.

    Значительных успехов добивались ученики в учебной деятельности.  “15… 10… 5 дней осталось до экзаменов” – предупреждала учеников табличка, висящая у входа в школу. Уверенные в своих знаниях, они с радостью ждали этих торжественных дней, когда начнется проверка знаний, полученных за год.

    Особенно упорно и настойчиво занимались ученики 10кл, которым предстояло сдавать экзамены на аттестат зрелости. Для более глубокого изучения материала они использовали, помимо учебников, труды Ленина и Сталина, “Краткий курс истории ВКП(б)”, брошюры на общественно-политические темы, труды и статьи советских критиков и литературоведов, а также материалы из центральных и местных газет.

    Комсомольцы и пионеры были первыми помощниками учителей. Вместе с преподавателями они контролировали подготовку к экзаменам, следили за посещаемостью, организовывали товарищескую помощь учащимся.

    В 7 школе регулярно проводили вечера молодых талантов, на которых ученики выступали с чтением своих рассказов и стихов. Проводились конкурсы 23ена лучшее стихотворение, рассказ, очерк. Работали в школе физический, радиотехнический и автомобильный кружки. Больших успехов достигали вокальный ансамбль и спортивные команды школы, которые приносили 7 школе победные грамоты и кубки.

    Спортивная, походная и туристическая деятельность всегда была очень развита в школе.

    1970 годы

    В 1971 году школа отмечала свой 25-летний юбилей.

    За 25 лет из стен школы вышли 500 человек со средним и 1000 человек с 8-летним образованием, которые трудятся в разных уголках Родины.

    Современность

    За последние десятилетия школа приобрела прочный имидж образовательного учреждения, где ученики получают не только прочные знания, но и опыт самореализации, позволяющий им успешно проявлять себя в самостоятельной жизни. Выпускники школы подтверждают свои знания при поступлении в высшие учебные заведения, в том числе и ведущие вузы России.

    55% педагогического состава имеют высшую и первую квалификационные категории, 12% – ветераны труда. В школе создана атмосфера творчества, сотрудничества, взаимоуважения, благодаря чему школа постоянно развивается. Педагоги школы являются участниками, лауреатами, победителями профессиональных конкурсов: лауреаты профессионального конкурса “Учитель года”, призеры региональных предметных олимпиад для учителей. Опыт педагогов широко представлен на региональном уровне. Большая часть педагогов является предметными экспертами.

    За всеми этими достижениями – жизнь, насыщенная яркими незабываемыми событиями, значимыми для каждого. Это уроки-экскурсии, “Неделя выпускника”, спартакиады, военная игра “Зарница”, уроки в музеях города, конкурсы патриотической песни, уроки-конференции “Мы – россияне”, участие в поезде “Памяти”, КВН. Все виды деятельности в школе стали для учащихся способом реализации своей неповторимости.

    В 7 школе всегда очень уважительно относятся ко Дню Победы: устраивают конкурсы сочинений, ставят мини-спектакли, основанные на документальном материале (например, на письмах и стихах юных узников концлагерей), пишут слова и музыку для песен. Существует даже проект “Военная книга”, в которую может внести лепту каждый ученик. Для этого нужно собрать сведения о своих воевавших родственниках, об их наградах, приложить фотографии, воспоминания и другие сохранившиеся вещи военной поры.

    Также в нашем образование висят стенды, посвященные Героям, Яну Каземировичу Булахову. В настоящее время школа носит имя Булахова Яна Казимировича –выпускника школы 1986 года и героя России.

    Подполковник Ян Казимирович проходил службу в Чеченской республике. 14 апреля 2002 года, выполняя боевую задачу по разминированию, в результате подрыва группа сапёров во главе с Яном Казимировичем геройски погибла.

    Ян Казимирович — яркий пример целеустремлённости, личной храбрости и самоотверженного служения родине.

    Стенд, посвященный участникам СВО, и среди них Наш выпускник Никита Чучуков – светлый оптимистичный парень! ВЫПУСКНИК МАОУ СОШ №7 2019 года, который геройски погиб в ходе проведения СВО. Сегодня я хочу рассказать вам о его подвиге. 18 сентября 2023 года Никита умер, получив ранение, несовместимое с жизнью, в боях под Херсоном в ходе проведения СВО. На войне, как на войне. Российский боевой расчет операторов беспилотников «Ланцет» после запуска очередного дрона быстро сменили позицию, замаскировали бронированную машину и приступили к подготовке очередного запуска. В сентябре 2023 года в Херсонских степях было очень неспокойно. Противник шел на рожон, не считаясь с потерями. Контрнаступление застило ему глаза. А наш, калининградский расчет, очень им досаждал, за неполные две недели уничтожив несколько важных целей.

    Противник не мог точно определить, где именно остановился бронеавтомобиль. Но средства воздушного наблюдения «вычислили» квадрат условно точно. Был дан залп из реактивной системы «Хаймерс». На беду, снаряд врезался в землю примерно в 20 метрах от бронеавтомобиля. И тут же «засвистели» поражающие элементы боеприпасов. А в данном случае - металлические шарики. Часть из них «взломала» окошки. Командир расчета даже не успел дать команду «К машине». Сколько раз на тренировках они отрабатывали этот элемент, но в случае с условным повреждением. Коля, командир, сразу же был убит наповал. Никита Чучуков «на адреналине» покинул боевую машину. Командир расчета Кирилл успел оттащить его в сторону. Как раз перед тем, как раздался взрыв.

    Никиту Чучукова доставили в один из московских госпиталей относительно быстро. И сразу же вызвали из поселка Нивенское родителей – Нонну и Александра. Никита находился в коме, и организм боролся с ранениями. Травмы внутренних органов через десять дней после ранения потихоньку зарубцевались, но два шарика от «Химеры» не хотели сдаваться… Оставалась только надежда на молодой и крепкий организм. Никита боролся до последнего…

    Никита десять дней боролся за свою жизнь. Но, увы. По хмурым лицам врачей родители поняли – сына больше нет. – Их похоронили рядом с Колей, – дрожащим голосом говорит Нонна Чучукова.

    – Единственный он у нас был сыночек.

     Остался еще дом в поселке Нивенское, который Никита строил вместе с отцом, а мама им помогала.

    Никита был очень светлый, умный и оптимистичный человек. Есть такие люди, которые в минуту опасности умеют раскрывать все свои лучшие качества: хладнокровие, быструю реакцию, храбрость и мужество. Никита как раз таким и был. Кстати, еще во время службы в Балтфлоте он проходил немало различных тестов, и командиры отмечали у него повышенную психологическую устойчивость.

    - Мы с мужем вспоминаем о нем каждую минуту, - говорит Нонна Арнольдовна. – А больше всего в русском языке я теперь ненавижу короткий глагол прошедшего времени «был».

    Чучуков Никита Александрович награждён Орденом Мужества (посмертно).

    Никита погиб, выполняя свой долг, защищая свою страну, родителей, друзей, всех нас. Я считаю, что смерть молодых людей в любых обстоятельствах является трагедией. Молодые люди - это будущее общества, и их потеря всегда вызывает печаль.

    Актуальность программы «Краеведение: моя малая Родина» заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия. Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов в школьной программе.

    Этот предмет не только дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. 

    Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. 

    Краеведческий принцип в преподавании природоведения создает условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания. Процесс изучения должен выполнять три основные функции: образовательную, т. е. овладение знаниями, умениями, навыками, развивающую и воспитательную. При реализации воспитательной цели важно формирование нравственных качеств учащихся, т. е. нравственного отношения к себе, людям, природе. Учитель должен строить свою работу так, чтобы учащимся был интересен материал о стране, родном крае, чтобы они пытались сами подбирать и осознавать материал, анализировать уже накопленные знания и делать самостоятельные выводы о том, что же такое Родина в их понимании. Должны понимать, зачем изучают историю края, в котором они родились и живут. Без прошлого нет будущего. 

    Необходимо помнить, что любая тема по краеведению является основной проблемой в изучении истории страны в целом. Программа «Краеведение: моя малая Родина» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по истории родного края, для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, родине. Для краеведения обязательно изучение своей малой Родины. Только оно приведет к действительному познанию своего поселка, района, округа, наполнит не только память и ум, но обогатит душу и сердце. Краткий экскурс в историю края для ознакомления с лучшими образцами национального искусства, данный на доступном для учащихся уровне, способствует пробуждению интереса к предмету. Использование местного краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности. Прошлое нашего края как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно – воспитательный характер.

    Школьный краеведческий кружок обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предшественники в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. 

    Школьный краеведческий кружок позволяет репетировать социальные роли, у обучающегося возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного краеведческого кружка, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки  управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie